• Главная страница
  • Новости
  • Объявления
  • Фотоальбом
  • Форум
  • Блог
  • Блог » Культура, искусство, история » Победители. Возвращение из последнего полёта (ч.2)
    Блог » 2015 » Май » 8 » Победители. Возвращение из последнего полёта (ч.2)
    22:46
    Победители. Возвращение из последнего полёта (ч.2)
    Эдуард Солорев, краевед
    г.Богучар, Воронежская область

     (Продолжение. Начало тут). 

    Огнём из крупнокалиберного (12,7 мм) авиационного пулемета системы Березина Михаил помогал воздушным стрелкам экипажа отбивать атаки вражеских самолетов, а также обстреливать наземные объекты противника. Так, 1 мая сорок второго при выполнении боевого задания по бомбёжке скопления войск противника в районе города Старая Русса он огнем своего пулемета «потушил» три прожектора, и вместе с воздушными стрелками экипажа отбил атаку налетевших немецких истребителей.

    А 6 июня 1942 года, возвращаясь с боевого задания, обнаружил автоколонну противника и обстрелял ее из пулемета, в результате чего фашисты не досчитались трёх автомашин.

    С мая 1942 года 325-й БАП использовался командованием АДД для снабжения крымских партизан.

    Летчики на парашютах ночью сбрасывали партизанам боеприпасы и продовольствие.

    А вот решить проблему вывоза больных и раненых на Большую землю оказалось очень сложно — небольшие самолеты-»кукурузники» других авиационных соединений не могли взять в обратный путь много раненых, а большегрузные самолеты ТБ-3 слишком рискованно было сажать на небольшие площадки. Но командир одного из экипажей, Фёдор Андреевич Жмуров, твёрдо решил попробовать посадить свой воздушный корабль на один из партизанских аэродромов и вывезти сколько возможно раненых. В состав экипажа вошёл и стрелок-радист Михаил Шахунов.


    Михаил Шахунов

    В ночь с 21 на 22 июля 1942 года «небесный тихоход» ТБ-3 оторвался от аэродрома и взял курс на полуостров. Вот как описывает случившееся в ту ночь Иван Гаврилович Генов, один из руководителей партизанского движения Крыма, в своей книге «Дневник партизана»:

    «22 июля 1942 г. ночью на одну из наших площадок прибыл самолет. Экипаж блестяще посадил большегрузную машину. Началась посадка раненых и больных. Руководил ею старший бортмеханик Михаил Мац. С болью в душе глядел он на своих «пассажиров», которых на руках вносили внутрь самолета.

    — Достаточно, — сказал ему командир корабля Жмуров. — Посадили 22 человека. Больше нельзя... Перегрузимся...

    Мац понимал это, но невозможно было выдержать обращенных к нему молящих взглядов измученных недугом людей. Посадка продолжалась. Загрузили кабины штурмана и стрелка-радиста, задние и передние плоскостные переходы, проходы между отсеками бомболюков.

    Вдруг послышался крик: «Немцы! Немцы!»

    Вскоре донеслись звуки автоматных очередей.

    — Приготовиться к взлету! — отдал команду Жмуров.

    Костры, которые горели при посадке, уже погасли. В суматохе их оставили без пригляда.

    — Куда лететь? — спросил пилот Маца. — Кругом темь. Ничего не видно.

    — Сейчас спрошу, — ответил Мац.

    Встреченный им партизан показал направление, предупредив:

    — Держитесь правее. Влево — скала.

    Взревели мощные моторы. Колеса плавно покатились по земле. Самолет уже поднимался в воздух, как вдруг страшный удар потряс машину — левым колесом задели скалу. Машину удалось посадить. Это сделал Жмуров, хотя у него были перебиты обе ноги. Экипаж своими силами вынес партизан. В это время появился командир района Иван Кураков.

    — Фрицы совсем рядом, — сказал он, — самолет надо сжечь!

    Жаль было машину, но иного выхода не оставалось».

    Михаил Шахунов снял с самолета рацию, а воздушные стрелки – всё вооружение. Через минуту гигантский костер запылал в крымских горах. С болью смотрел Михаил Шахунов на пылающие останки своего воздушного корабля.

    - Что теперь нас ждёт?

    Из тяжелых раздумий лётчиков вывели звуки пулеметных и автоматных очередей. Враги были на подходе.

    Так началась партизанская жизнь Михаила Шахунова, полная опасностей и лишений.

    Снятые с самолета пулеметы уже очень скоро пригодились партизанам. После падения Севастополя 4 июля 1942 года немецкое командование решило уничтожить отряды крымских партизан. Освободившиеся от боёв в Крыму две немецкие дивизии и горно-стрелковая бригада получили задачу – двигаться в район Керчи и по пути прочесать лес от Севастополя до Феодосии, и, таким образом, очистить тыл от партизан. 24 июля ровно в 8.00 началось наступление.

    Партизаны идут на задание

    Командир одного из отрядов Иван Юрьев сделал в тот жаркий день такие записи в своём дневнике: «8.00. В бой вступили все наши боевые группы. Противник наступает со всех сторон... 8.30. Отбиваем уже третью атаку. Потери у немцев огромные, но они идут, как ошалелые. Держись, «курилка», это еще только начало. 9.30. Более двухсот солдат бросил противник против группы Яши Крыма. Партизаны пустили в ход пулемет, снятый с самолета. Это так ошеломило немцев, что они бросились бежать, устилая землю своими трупами. 10.00. Отбили пятую атаку. Особенно хорошо идут дела в группе Гриши Рыженко. Здесь немцы залегли. Офицер пытался поднять своих солдат и даже охрип от крика. Его «успокоил» Рыженко, прошив очередью из своего ручного пулемета. 11.00. Обстановка осложняется. Противник обложил нашу высоту со всех сторон. Но партизаны дают ему жару. Пропуская вражеских солдат, то та, то другая наша группа обрушивает на них огонь с тыла. Молодцы, ребята! 15.00. Все еще держимся. Отбили восьмую атаку...»

    После ожесточенных трехдневных боев партизанам удалось вырваться из окружения.

     (Продолжение тут

    Источник: газета «Коммуна», | №№46-47 (26435-26436) | Четверг, 30 апреля 2015 года

    http://www.communa.ru/news_vrn/obshchestvo/94754/?sphrase_id=3229330
    08.05.2015 в 22:46
    0
    1086
    SEA
    Культура, искусство, история
    Понравилась статья?! Поделись ей с друзьями, кликни кнопочку своей соц.сети.
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email:
    Код *:
    Статистика Анализ сайта
    Контакты:
  • pochta@mboguchar.ru
  • Россия, Воронежская обл., г.Богучар
  • Финансовая помощь сайту "Мой Богучар"
  • Мой Богучар (c) 2011-2022 // Сайт создан в системе uCoz // Студия AlexandrS
    Наверх